29.06.2018

Москва, 29 июня 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг долговым инструментам «Главной дороги»: облигациям серии 03 на уровне ruBBB+, облигациям серии 06 на уровне ruAAA, и облигациям серии 07 на уровне ruBBB+.

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги

Облигации неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 03

Облигации неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 07

Облигации неконвертируемые процентные документарные на предъявителя, серия 06

Идентификационный номер выпуска и дата его присвоения

№4-03-12755-A от 09.09.2010

№4-07-12755-A от 25.09.2012

№4-06-12755-A от 25.09.2012

ISIN

RU000A0JR4U9

RU000A0JTB96

RU000A0JTFB2

Объем эмиссии

8 млрд руб.

1.4 млрд руб.

8.17292 млрд руб.

Дата начала размещения

22.11.2010

20.11.2012

20.11.2012

Дата погашения

30.10.2028

30.10.2029

22.11.2028

Облигации серии 03 являются старшим необеспеченным долгом эмитента и оцениваются агентством на уровне условного рейтингового класса эмитента.

По облигациям серии 06 предоставлена государственная гарантия Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов (гарант), обеспечивающая исполнение эмитентом обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их частичном погашении и при досрочном погашении по требованию владельцев облигаций, подразумеваемом проспектом ценных бумаг. Гарантия предоставлена на весь период обращения облигаций - 5824 дня, на весь объем выпуска - 8.17292 млрд руб. Учитывая факт наличия гарантии, агентство оценивает облигации серии 06 на уровне условного рейтингового класса гаранта.

Облигации серии 07 являются старшим необеспеченным долгом эмитента и оцениваются агентством на уровне условного рейтингового класса эмитента.

 

Применительно к самому эмитенту, «Главной дороге», агентством выделяются следующие факторы.

АО «Главная дорога» выступает концессионером по концессионному соглашению с Российской Федерацией на срок 31 год и 6 месяцев, обеспечивающим надлежащую эксплуатацию и обслуживание скоростной платной автомобильной дороги «Новый выход на московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск», введенной в эксплуатацию 26 февраля 2015 года.

Ключевым позитивным фактором является высокий уровень прогнозной ликвидности, оцениваемый агентством на горизонте 24 месяцев от 31.12.2017 на уровне более 2. Горизонт 12 месяцев был применен для цели более точного соотнесения поступлений по операционной деятельности к купонным выплатам, осуществляемым компанией по всем выпускам один раз в год в четвертом квартале. Агентство отмечает, что основная предпосылка, применявшаяся агентством при предыдущем пересмотре рейтинга – предполагающая, что в 2017 году будут завершены расчеты с концедентом по компенсации, полагающейся по ратифицированному в 2014 году первому особому обстоятельству – не была реализована. По состоянию на конец июня 2018 года стороны ведут разбирательство о величине компенсации в Международном Коммерческом Суде при Торгово-промышленной Палате РФ, и, как предполагается, решение будет принято не позже четвертого квартала 2018 года. Агентство не учитывает в своих расчетах какие-либо возможные поступления по исходу дела. Первое особое обстоятельство вступило в силу из-за несвоевременной передачи земельных участков для строительства, и повлекло за собой пролонгацию концессионного соглашения до 2040 года, а также гарантирование концедентом объемов выручки концессионера на уровне заложенных в соглашении модельных значений на срок до 30.06.2017.

Эта гарантия привела к непосредственному возникновению обязательств у концедента только по итогам четвертого квартала 2015 года, когда была расширена предельная пропускная способность автодороги М-1 «Беларусь», которая является бесплатной альтернативой автодороги концессионера. По состоянию на конец 2017 года величина потенциальной задолженности концедента (без учета начисленных процентов) оценивается на уровне 2.1 млрд руб. Агентство отмечает, что поддержку оценке фактора оказывает низкая ставка купона – 4.5% на 2018 год, что позволяет обслуживать обязательства с учетом снижения трафика. При этом, отмечаются риски, связанные с волатильностью макроэкономических показателей – все три эмиссии облигаций компании обладают ставкой купона, определяемой исходя из индекса потребительских цен и темпа прироста ВВП РФ – которые могут привести к росту купонных платежей при одновременном снижении трафика в будущем. Риски волатильности уже реализовывались ранее и привели к почти двукратному росту купонных выплат относительно предыдущих периодов в 2016 году.

Расширение альтернативной автодороги также привело к запуску процесса ратификации второго особого обстоятельства, которое, как ожидается, зафиксирует компенсацию концедентом потерь выручки концессионера из-за снижения трафика на весь срок концессионного соглашения. Агентство отмечает, что ожидаемые сроки возможной ратификации увеличились – по состоянию на конец июня 2018 года стороны ожидают подготовки отчёта независимого консультанта, и предыдущий опыт взаимодействия с концедентом может негативно отразиться на сроках ратификации.

Среди сдерживающих факторов по-прежнему отмечается высокий уровень общей долговой нагрузки – 31.12.2017 общая долговая нагрузка характеризовалась соотношением долга к EBITDA за 2017 год на уровне 11. Характеристики текущей долговой нагрузки улучшились по сравнению с 2017 годом на фоне роста EBITDA и снижения ставки купона – соотношение процентов к уплате в 2018 году к EBITDA за 2017 год составляет 0.49. Также поддержку оценке оказывает комфортная структура фондирования – долговая нагрузка компании представлена тремя эмиссиями облигаций со сроком погашения в 2028 году, с равномерной амортизацией, начиная с 2021 года.

Агентство отмечает изменение структуры владения компанией, завершившееся в первом квартале 2018 года –ЗАО «Лидер» и ЗАО «ИК «Лидер» теперь владеют акциями компании напрямую. 25% акций компании также были приобретены консорциумом Российского фонда прямых инвестиций и Суверенного фонда Саудовской Аравии.

100%-ая дочерняя компания АО «Главная дорога», АО «Новая концессионная компания» (НКК), является концессионером в проекте по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации на платной основе Северного дублёра Кутузовского проспекта от Молодогвардейской транспортной развязки до ММДЦ «Москва - СИТИ» вдоль Смоленского направления МЖД.  В 2018 году при условии получения НКК необходимых согласований проекта, существует возможность выхода на этап финансового закрытия. Агентство ожидает, что будущие обязательства НКК по договору концессии будут автономны и не повлекут за собой увеличение обязательств АО «Главная дорога». Во избежание консолидации эффекта влияния «Новой концессионной компании» на отчетность компании, агентство предполагает и в дальнейшем опираться на индивидуальную отчётность компании по стандартам РСБУ.

По данным отчетности АО «Главная дорога» по стандартам РСБУ на 31.12.2017 активы компании составляли 24.2 млрд руб., капитал – -3 млрд руб. По итогам 2017 года выручка составила 2.1 млрд руб., чистый убыток – 110 млн руб. 

https://raexpert.ru/releases/2018/Jun29c

https://raexpert.ru/releases/2018/Jun29e

https://raexpert.ru/releases/2018/Jun29d